Мероприятия

Новые программы
и интенсивы

Программа
подготовки МГИ

Структура, cтандарты программы, специализации

Статьи, книги, работы

Гештальт-терапия, психоанализ, психология, психотерапия

Контакты

Московский офис, филиалы

Страничка памяти

Статьи

Все статьи

Сборники



Яндекс.Метрика
Rambler SpyLOG






Гештальт и восточная медицина


Автор: Елена Петрова, Владимир Матков

 Речь идет о работе с тревогой. Этот тип психотерапевтической работы хорошо разработан в гештальт-терапии и базируется на представлении о том, что тревога как таковая - это заблокированная или неправильно направленная энергия. Во всяком случае, это энергия, которой человек в данный момент не может воспользоваться. Стратегии работы с тревогой выбираются из этих соображений. Необходимо вернуть человеку целостность, то есть помочь объединить себя самого и свою энергию.

 Действительно, даже на уровне слов заметно своеобразное «расщепление» целостности человека, «расщепление» или потеря единства: «У меня есть тревога». Феноменология тревоги (телесная) распознается, осознается человеком как нечто самостоятельное, неподвластное субъекту.  В словесном выражении это описывается словами «меня трясет» - как если бы действие было ретрофлексивным, то есть источник активности находился вовне человека.

 Существенно, однако, что в отличие от «обычной» ретрофлексии, когда в рамках относительного спокойствия можно наблюдать огромные запасы энергии, при тревоге, суммарный объем энергии, который доступен субъекту, весьма мал... И быстро наступает усталость.

 Эту тревогу стоит отличать от похожего на тревогу переживания специфического напряжения, которое возникает у человека при так называемой ретрофлексии. То есть когда субъект сдерживает (из последних сил!) какой-то направленный вовне импульс. И тогда напряжение сравнительно легко распознается как два противонапрвленных импульса.

 В любом случае с точки зрения внешнего наблюдения эта энергия легко истощается, чувствам, которые базируются на тревоге, недостаточно стеничны...

 Стратегии возвращения к целостности, возвращения к овладению всей энергией в рамках гештальт­-подхода достаточно прозрачны... Это эксперименты, в рамках которых субъект может «соединиться» или вступить в отношения с собственной тревогой. Например:

  1.  Человеку предлагают буквально идентифицироваться с тревогой, то есть изобразить трясущуюся фигуру, усилить тип движения, сделать его «произвольным», осознать, какова символика этих движений, какие потребности и чувства стоят за этим движением
  2.  На основе того же начального эксперимента станцевать танец, символически выражающий тему. Сосредоточиться на вырывании агрессии - направлена она в адрес кого-то или доминирует страх перед кем-то.
  3.  Сделать игру - человек разговаривает с воображаемой символической фигурой, которая символизирует его тревогу, в диалоге проясняются чувства и потребности текущего момента...
  4.  Просто описывать свои ощущения, сконцентрировавшись на телесных переживаниях и появляющихся импульсах чувств и желаний. В результате начинает доминировать какое-то актуальное переживание, которое позволяет человеку сосредоточить собственную энергию и вернуть себе целостность...

 Все эти эксперименты направлены на увеличение внимания к себе и собственным потребностям в данный момент. Если проследить динамику развития тревоги, то можно отметить следующие этапы:

  •  А. Естественное течение энергии, обычное самочувствие
  •  В. Что-то произошло (либо фрустрация потребности, препятствие на пути движения к чему-то важному, либо истощение, усталость, усилившийся дефицит по какой-либо потребности), в результате чего человек начинает переживать (регистрирует) тревогу. Создается впечатление, что часть энергии, которая есть в распоряжении человека, как будто бы отделяется и субъект начинает относиться к ней как к чуждой.
  •  С. В действие вступают защитные механизмы психики - и субъект подавляет тревогу, но чувствует себя бессильным и уставшим. Если продолжить ранее сформулированную метафору, это значит, что от общей энергии организма отделена еще одна часть, которая должна была играть роль «сдерживателя», и в распоряжении человека остается еще меньше свободной энергии.
  •  Д. Наступает снижение активности, слабость, соматизация (например, простудное заболевание), разрушение системы отношений между людьми.

 Сам факт наличия тревоги в Гештальт-подходе понимается как феномен, свидетельствующий о наличии заблокированной энергии, которая может быть возвращена организму. Возможно, стоит различать «стеничную тревогу» и «астеничную тревогу». В то же время опыт показывает, что хотя на первый взгляд при переживании тревоги у человека достаточно много агрессивности (энергии), это скорее «беспомощная агрессивность», в которой чаще можно обнаружить аннигиляционные (регрессивные) формы агрессии...                                                  

 Поэтому, если такой тревожный человек начинает спонтанно действовать или ему предложить действовать в ходе эксперимента, выражая гнев или радость, то наблюдается следующее, хорошо знакомое по-житейски явление. Субъект многословен, возбужден, «его не остановить», легко впадает в состояние переживания обиды… Но его деятельность малопродуктивна, ему трудно задержаться, сосредоточиться на одном переживании, он как бы «скользит» по поверхности контактов с другими людьми, ему не хватает глубины переживания, часто субъект становится как будто бы излишне интеллектуализирующим., Причем, чем больше человек себя сдерживает, например, пытается сам справиться с тревогой, успокоиться, тем больше он истощается, и на первый план выступает чувство обиды. Наоборот, остановка активности и «возвращение к телесности», своего рода интровертированность, уменьшение объема контактов с окружающим миром, «сбор энергии» приводят к более полному осознаванию себя и возвращению чувства стабильности и полноты.

 Эти наблюдения интересно кореллируют с тем, как относится к феномену тревоги Восточная медицина. Для Китайских традиционных врачей тревога это проявление «сырости» или активности канала селезенки.

 Стратегия позитивной компенсации тревоги-сырости по китайской медицине, это активизация (в зависимости от соматического типа пациента) энергии «холод» (канал почки, эмоциональный коррелят - чувство страха) или «ветер» (канал печень, эмоциональный коррелят - чувство гнева или специфического чувства ужаса-злости-страха). Если пациент перейдет в это состояние, то тревога будет благополучно компенсирована.

 Неблагоприятным выходом из состояния (неблагоприятной компенсацией) считается переход к типу энергии «жар» (канал сердца, эмоциональная тема «любовь, тепло, радость») или типу энергии «сухость» (канал легкие, эмоциональная тема – «печаль, горе»).

 То есть, если перевести обратно на язык психотерапевтических стратегий, для того, чтобы помочь тревожному человеку, надо помочь ему понять: Что больше подходит в данную минуту - разозлиться на кого-­то (испытать гнев) или выяснить, кого или чего он опасается (активизировать переживание чувства страха). Этому могут помочь вопросы и предложения типа: «Кому адресована твоя тревога?», «О чем тревожишься?», «Что делает твоя тревога с тобой?», «Стань своей тревогой и прояви себя!».

 И стоит прояснить, действительно ли человек в этот момент способен поддерживать тему радости и любви (например, к человечеству вообще) или печалиться о чем-то. Отметим, что как раз сам человек, который испытывает тревогу, склонен искать спасения именно в этих неблагоприятных для него темах. Например, искать и не находить достаточно любви в окружающих его близких людях или в себе самом любви к другим, чувствовать себя чужим в компании, где все веселятся, хотя на вид такой человек будет вполне радостен.

 И упрекать себя за это. Или печалиться и предаваться экзистенциальным вопросам о смысле или бессмысленности жизни.

 В подтверждение этой параллели стоит привести еще сведения и из традиционной европейской медицины, дело в том, что эмоции гнева или страха сопровождаются выбросом адреналина, и само увеличение адреналина в крови является важным фактором, производящим изменения. В том числе усиление иммунитета.

 А переход к колебанию маниакальные тенденции - депрессия (в том числе, который может быть проявлен как некоторая активность, ажитация, возбуждение - или печаль, тоска) происходит именно при «срыве» адреналинового механизма реагирования на стресс и перехода к кортизоловым механизмам...

 Какие же стоит сделать выводы? Для психолога, занимающегося психокоррекцией - что стоит читать медицинскую литературу, а врачам может быть станет понятнее, что психотерапевты (психологи и врачи) занимаются вполне материальным делом, хотя работают с душой.

 И еще приятно, что можно к интуиции добавить трезвый расчет и опереться на многовековую традицию, тем боле экзотическую.

 А если серьезно - то это заявка на далеко идущую тему. Совмещение и взаимное обогащение целительских традиций древности и современных методов психотерапии.


ОПП "Гештальт-подход", телефон: (495) 988-37-02, (495) 970-60-44; Послать электронное сообщение